Автокредитование уже давно достигло своего дна касательно ставок, а
потому ожидать их уменьшения в ближайшее время не стоит. Эксперты
уверены, что осенью рынок автокредитования оживет. Но это лишь в том
случае, если в игру вступят автосалоны…
Эксперты прогнозируют: с началом осени средние по рынку ставки могут
немного снизиться, но радикального удешевления пока не предвидится. Так,
начиная с осени, момента ежегодного оживления периода кредитования, в
борьбе за качественного заемщика можно будет ожидать еще одну волну
незначительного снижения процентных ставок. В целом, рынок уже
представлен большим количеством банков, предлагающим примерно равные
условия кредитования авто.
Снижение средних ставок, скорее всего, будет происходить, в основном,
за счет тех банков, которые сейчас предлагают сравнительно высокие
ставки на рынке, минимальные же ставки останутся на том же уровне.
Кредит под более низкую ставку можно будет получить разве что в рамках
акционных предложений от банков и автосалонов.
По словам Игоря Шевченко, заместителя Председателя
Правления ПАО «Терра Банк», на данный момент средняя реальная ставка по
автокредитам, при сроке кредитования 60 месяцев, редко составляет менее
18% годовых. «Вопрос лишь в том за счёт чего она формируется:
номинальная ставка по кредиту, комиссии (за выдачу, за сопровождение,
ежемесячная, прочие), плата за прочие услуги. Вариантов несколько.
Тенденции говорят о том, что любое её снижение возможно только в чёткой
привязке к снижению стоимости средств, которые банк привлекает на
депозитные вклады и в первую очередь на стоимость гривны», - говорит
Игорь Шевченко.
В целом, в Украине в 2011 году рынок автокредитования увеличится
более, чем в три раза. Уже сегодня доля автокредитов составила примерно
13% от общего числа выданных кредитов, а в некоторых секторах такая
отметка поднялась до уровня 14-17%.
Но, несмотря на довольно оптимистичные прогнозы и радужные цифры,
сегодня банки по-прежнему ощущают острую нехватку клиентов
автокредитования.
«На сегодняшний день банки как никогда остро нуждаются в организации
клиентопотока, в том числе по направлению автокредитования. Безусловно,
основным «поставщиком» клиентов, в данном случае, являются именно
автосалоны», - уверен Игорь Шевченко. При этом добавляет, что, не умаляя
заслуг и возможностей страховых компаний и кредитных посредников,
точкой входа в автокредит является именно автосалон. Во многом именно по
этой причине банки в том или ином виде идут навстречу пожеланиям
автосалонов в виде создания специальных предложений для клиентов,
желающих приобрести автомобиль с использованием банковского кредита.
«Иными словами банковская система ощущает острую нехватку клиентов по автокредитам», - констатирует Шевченко.
Подобная ситуация в целом аналогична и для самих автосалонов, мало
кто из них может похвастаться тем, что его продажи вышли на уровень
докризисных. «И в этом случае совместные проекты выгодны и автосалонам и
банкам, каждый из них получает то, на что рассчитывает: автосалон
увеличивает объём продаж и, соответственно прибыль, банк - кредитный
портфель и, как следствие процентные и комиссионные доходы», - уверен
эксперт.
При этом автолизинг так и не стал популярным видом услуг среди покупателей. Эксперты уверены, что все дело в его невыгодности.
Основным минусом автолизинга, по сравнению с классическим банковским
автокредитом, – является то, что собственником автомобиля клиент
становится только после 100% оплаты за него, а при кредитовании уже на
этапе оформления кредита. Лизинг - это по сути долгосрочная аренда с
правом выкупа данного автомобиля по фиксированной ранее его стоимости,
то есть вы не собственник, вы - арендатор.
Вместо права собственности (которое принадлежит лизингодателю) клиент
имеет лишь доверенность на управление автомобилем с возможностью
внесения в неё информации на право управления транспортным средством
членами его семьи, которые имеют водительские права.
«Опять-таки нужно не забывать, что в случае просрочки ежемесячного
платежа более чем на 30 дней, лизинговая компания имеет право изъять у
клиента автомобиль без никакой лирики. И всё, что вы платили до этого,
не будет иметь ровным счётом никакого значения», - предупреждает
Шевченко.
Кроме того, по его словам, не нужно забывать, что все затратына
обслуживание автомобиля, в том числе страхование будет осуществлять
лизингодатель на своих (выгодных ему условиях), но по сути за деньги
клиента.
В целом, прогнозы на рынке автокредитования сегодня более, чем
позитивные. Если, конечно, не учитывать лишь возможности подорожания
автомобилей. Что существуенно может испортить «погоду». Напомним, что на
минувшей неделе автопроизводители Украины в очередной раз озвучили свои
требования к правительству об увеличении ввозных пошлин или же введении
квот на иностранные автомобили. А все – с целью повышения
конкурентоспособности отечественного автопрома. Украинские
автопроизводители требуют повысить до 34% размер пошлины на ввоз
импортных легковых машин с двигателями объемом 1–2,2 литра. В настоящее
время эта пошлина составляет 10%.
По подсчетам экспертов, такое увеличение приведет к удорожанию
иномарок на 40-50%. В случае же введения квот, иностранные машины вообще
могут стать дефицитным товаром. А о доступности их кредитования можено
будет вообще забыть.
В любом случае, негативные последствия ощутят на себе, в первую
очередь, покупатели авто. А также банки, которые потеряют и так
дефицитных сегодня клиентов.
|