В Украине управления по защите прав потребителей ликвидируют: за ненадобностью и за взятки
"Защита прав потребителей - дело рук самих потребителей", - в
истинности этого правила уже давно убедились тысячи украинцев, которые
пытались защитить свои права. Ведь в ответ на жалобы о рваных джинсах,
неработающем ноутбуке, железных шариках в тортах и плесени в йогурте
они, как правило, получают отписки профильных чиновников.
В это время в украинских СМИ все чаще появляется информация о
взятках, на которых "погорели" работники управлений по защите прав
потребителей.
Возможно, именно поэтому в Украине намерены ликвидировать эти неэффективные и коррупционные структуры...
Неделю назад прокуратура Киева возбудила уголовное дело в отношении
заместителя начальника одного из отделов управления по делам защиты прав
потребителей за получение взятки в 400 долларов. Чиновник получил
взятку от предпринимателя за то, чтобы не проводить проверку.
Немногим ранее работница того же управления попалась на взятке в 12
тысяч гривен. И тоже за то, чтобы закрыть глаза на нарушения.
Так кого защищают управления по защите прав потребителей? Кого угодно,
только не потребителей - в этом лично убедились журналисты "PROXIMAИнформ".
Единожды обратившись в управление с жалобой на плесень в йогурте, мы
месяц ждали и получили такой ответ: что проверка ими (как бы) была
проведена, указанная в жалобе информация - не подтверждена, будьте
здоровы.
Но самый вопиющий случай бездеятельности управления произошел в Киеве
летом 2011 года. Тогда в Оболонском районе было массовое отравление
киевлян курицей - гриль. В ответ на это представители управления по
защите прав потребителей заявили о том, что это сами покупатели
виноваты. Зачем мол, покупали курицу в летнюю жару? Она ведь
испортилась, пока покупатели (только вдумайтесь!) несли ее домой.
В результате - сегодня магазин все также продает все ту же
курицу-гриль. А экспертиза, как всегда, ничего не подтвердила.
Пострадавшим посоветовали обращаться в суд.
Подобное положение дел вызывает только один вопрос - в надобности
существования огромной, раздутой структуры, на которую уходит не один
миллион наших с вами налоговых отчислений.
Во всем мире судебные тяжбы потребителей являются выгодным делом для
юристов. Ведь доказать свою правоту покупателям, к примеру в США или
Великобритании, весьма несложно. И не только на уровне судов.
Один мой знакомый стажировался в Великобритании и снимал комнату у
милой старушки. Так вот эта старушка писала жалобы на магазин
практически каждую неделю. "Доходило до того, что она жаловалась на то,
что очиститель картофеля плохо чистит картошку. И что вы думаете?
Магазин всегда шел на встречу, только бы старушка не обращалась в защиту
прав потребителей, а уже тем более в суд", - рассказывает удивленный
украинец.
Также известны громкие дела по защите прав потребителей в США. Самое
известное из них, пожалуй, судебное дело гражданки, которая судилась со
всемирной сетью фаст-фуда за то, что облилась горячим кофе. И что вы
думаете? Она выиграла суд и в придачу 640 тысяч долларов. Теперь на
стаканчиках есть предупреждающая надпись о том, что кофе - горячий.
О таких чудесах защиты прав потребителей украинцы могут только мечтать.
Зачастую обманутые или обсчитанные они сталкиваются в госструктурах на
сложные бюрократические заморочки, а иногда - и на открытое хамство.
"Обращаться в управление по защите прав потребителей бесполезно", -
пишет один из пользователей Первого Украинского юридического форума. А в
суд многие украинцы обращаться часто не хотят - также отпугивает
затянутость дела и затраты на адвоката.
Хотя по закону при покупке некачественного товара потребитель должен
написать заявление в адрес магазина с требованием ремонта-замены или
возврата денег. Если магазин не ответил положительно, тогда можно
обращаться в управление по защите прав потребителей.
При этом юристы утверждают, что более действенно обратиться с жалобой в
налоговую инспекцию. В условиях нынешнего дефицита госбюджета
налоговики могут крепко уцепиться за данную жалобу. И уж тогда продавцу
будет выгоднее договариваться с вами, чем с ними...
Последней точкой в споре о некачественном товаре является суд. Но и
здесь нужно будет доказывать свою правоту с чеками, экспертизами,
гарантийными талонами... Хотя при правильном юридическом подходе шансов
доказать свою правоту будет предостаточно, говорят эксперты.
А вот ждать защиты от профильного управления вряд ли стоит. Тем более,
сейчас. "Управления по защите прав потребителей на грани ликвидации", -
объясняют эксперты. Так, в парламенте зарегистрирован законопроект о
внесении изменений в Закон "О защите прав потребителя". А в апреле
Президент подписал указ "Об оптимизации системы центральных органов
исполнительной власти". Ликвидацию управлений будут проводить в рамках
административной реформы.
Изменения предполагают ликвидацию устаревших пережитков советского
прошлого в виде неэффективных структур. Управления хотят заменить на так
называемые госпотребинспекции, которые сформируют по европейским
принципам. Во-первых, должно стать больше проверяющих инспекторов.
Во-вторых, у новых структур будет больше полномочий - они, кроме защиты
прав потребителей, будут еще осуществлять и рыночный надзор.
Хотя и такие изменения не вызывают у экспертов особого восторга. Ведь,
независимо от того, как будет называться структура, ее сотрудникам
по-прежнему придется заранее предупреждать о проверке. А времени почти в
две недели действительно достаточно для того, чтобы навести марафет и
припрятать все грехи к приходу проверяющих.
Но не исключено, что в правительстве, который встал на тропу борьбы за
европейское качество, следующим шагом в этом направлении будет
инициатива по внесению изменений в соответствующее законодательство.
Но даже при упоминании о создании новых структур по защите прав
потребителей продавцы почему-то не падают в обморок. Многие уверены, что
и здесь вопросы будут решаться по старинке...
А потому еще советское выражение "Покупатель всегда прав!" в Украине может так и остаться пережитком прошлого.
Исковые заявления, новости Антрацита и Луганской области, законодательная база, статьи на правовую тему и любые консультации юриста предлагает только наш юридический коллективный портал совершенно бесплатно. Посетив наш сайт Вы существенно сможете сэкономить деньги, время и получить качественную информацию на сайте collective.at.ua. Использование любых материалов (перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов), размещённых на этом сайте, разрешается при условии ссылки на collective.at.ua.