Вот и дождались внедрения новой системы государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, неотъемлемой
составляющей которой является Государственный реестр прав на недвижимое
имущество (далее - Государственный реестр прав), которая объединяет в себе
сведения о зарегистрированных правах и обременениях, о субъектов
этих прав, об объектах недвижимого имущества и документы, на основании которых
проведена государственная регистрация прав.
Чего
следует ожидать от новой системы государственной регистрации прав и их
отягощений, и на кого возложены полномочия по такой регистрации, попробуем
разобраться далее.
Сначала
напомню, что еще до нового 2013 года, государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и регистрация обременений таких прав проводилась
различными регистраторами, в разных реестрах. В
частности, до последнего числа декабря 2012 года государственная регистрация
прав на недвижимое имущество осуществлялась в Реестре прав собственности на
недвижимое имущество (далее - Реестр прав) регистраторами бюро технической
инвентаризации, которые были созданы до вступления в силу Закона Украины от
11.02.2010 № 1878-VI ( далее
- Закон № 1878-VI) и подключены к Реестру прав, в пределах определенных
территорий административно-территориальных единиц на основании заключенных
договоров с администратором Реестра прав. В
то же время, сведения об обременении таких прав на недвижимое имущество
подлежали внесению в Единый реестр запретов отчуждения объектов недвижимого
имущества (далее - Реестр запретов) регистраторами Реестр запретов -
государственными нотариальными конторами, государственными нотариальными
архивами, частными нотариусами, Госинформюста и его региональным филиалами.
Начиная
уже с января 2013 года, вышеуказанные функции отнесены к компетенции
государственных регистраторов новосозданного органа государственной регистрации
прав (далее - орган регистрации), которым в соответствии с п. 2 Порядка ведения
Государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденного
постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2011 №
1141, является Укрдержреестр и структурные подразделения территориальных
органов Минюста, обеспечивать реализацию полномочий Укрдержреестру.
Кроме
того, согласно Закону Украины от 04.07.2012 № 5037-VI наряду с деятельностью
органа регистрации, в случае предусмотренном Законом № 1878-VI, государственным
регистратором также определен нотариус как специального субъекта
государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При
этом, должен отметить, что нотариус лишен функций государственного регистратора
в части ведения регистрационных дел относительно объектов недвижимого имущества
и выдаче свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в случаях,
установленных статьей 18 Закона № 1878-VI (на вновь построенные,
реконструированные объект объекты
недвижимого имущества).
Предоставления
нотариусу функций государственного регистратора должно значительно упростить
процедуру приобретения физическими / юридическими лицами прав на недвижимое
имущество, по результатам совершения нотариальных действий нотариуса. Ведь
для приобретения, например, права собственности на недвижимое имущество по
гражданско-правовому договору, достаточно лишь одних действий нотариуса. Поскольку
нотариус одновременно с совершением нотариального действия относительно прав на
недвижимое имущество, будет проводить их государственной регистрации в
Государственном реестре прав. А
потому, дополнительно обращаться в Орган регистрации не требуется.
Следует
отметить, что значительную роль в процессе государственной регистрации прав и
их отягощений играет заявление о такой регистрации. Именно
заявление о государственной регистрации является основанием для совершения
соответствующих регистрационных действий в Государственном реестре прав. Началом
рассмотрения и принятия решений по государственной регистрации (предоставление
отказа в ней) является дата и время регистрации такого заявления. Более
того, именно ее дата и время регистрации будет считаться датой и временем
государственной регистрации прав и их отягощений. Отмечу,
что на подтверждение регистрации заявления о государственной регистрации, а
также получения сопроводительных документов, заявителю предоставляется карточка
приема заявлений о государственной регистрации прав и их отягощений.
От
даты и времени регистрации заявления может зависеть и порядок его рассмотрения.
Поскольку,
в случае поступления заявления о государственной регистрации обременений,
ипотеки на имущество, относительно которого уже зарегистрировано заявление о
государственной регистрации права на это имущество, государственный регистратор
сначала должен рассмотреть заявление о государственной регистрации прав, а
после этого - заявление о государственной регистрации обременений, ипотеки . При
этом, срок государственной регистрации прав и их отягощений составляет десять
дней со дня государственной регистрации заявления о государственной регистрации
обременений, ипотеки.
В
целом же, срок проведения государственной регистрации прав (предоставление
отказа в ней), не должен превышать четырнадцати рабочих дней с момента
поступления заявления о такой регистрации и документов (перечень которых
определен Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
их отягощений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украина от
22.06.2011 № 703), необходимых для ее проведения. Срок
проведения государственной регистрации ипотек, предоставление отказа в ней, не
должен превышать одного рабочего дня. В
свою очередь, государственная регистрация отягощений (предоставление отказа в
ней), или ее остановки производится в день поступления заявления и документов,
необходимых для государственной регистрации обременений.
В
заключение несколько вспомню реестры, которые прекратили свое функционирование.
Так,
в связи с внедрением Государственного реестра прав, приостановили действие
такие реестры: Реестр прав собственности на недвижимое имущество, Единый реестр
запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственный реестр
ипотек. Время,
информация таких реестров хранится в Государственном реестре прав и
используется государственными регистраторами в процессе осуществления ими
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений.
Как
итог вышеизложенному, могу смело заявить, что новая система государственной
регистрации прав и их отягощений, должна значительно упростить отношения
граждан в сфере государственной регистрации прав и их отягощений. Но вот на
сколько она будет эффективной, покажет уже время.
Дополнительно
проинформирую, что Минюстом созданы горячие телефонные линии для граждан по
вопросам разъяснения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Перечень
контактных данных ответственных лиц содержится на официальном сайте Минюста по
следующей веб-адресу: http://www.minjust.gov.ua/news/42672. Кроме
того, Госинформюста как администратором Государственного реестра прав на
недвижимое имущество по телефону 277-8-277 предоставляются консультации по
вопросам, касающимся ведения этого реестра.
|